google.com, pub-5866958641033322, DIRECT, f08c47fec0942fa0

Одиночество: как помочь подростку пережить трудное время?

как помочь подростку пережить трудное время?
На переходе от детства к юности ребенок чувствует себя особенно одиноким. Это может выражаться в замкнутости, жалобах на то, что его все бросили, он никому не нужен и никто его не понимает. Подчас ребенок становится апатичным и вялым, скучает или пытается занять себя при помощи компьютерных игр. Он мало рассказывает о том, что происходит в школе, его не интересуют прежние друзья. Важно понять, что переживание подростком одиночества — часть естественного, иногда болезненного процесса роста. Если ребенок жалуется на одиночество, это вовсе не обязательно говорит о том, что родители мало любят его или уделяют ему недостаточно внимания. Это чувство связано с двумя специфическими процессами, характерными для психики подростка.

25% подростков регулярно испытывают чувство одиночества, а 10% считают, что оно причиняет им сильные душевные страдания. Родителям важно понять, как сам подросток переживает свое одиночество: некоторые дети видят в этом подтверждение собственной непривлекательности и очень тревожатся из­-за отсутствия друзей, в то время как для других подобное состояние терпимо или даже желательно, поскольку позволяет им заниматься творчеством или просто мечтать.

Причины подросткового одиночества

1. Сепарация, то есть обособление, отделение от родителей. Ребенок становится более самостоятельным, отчего испытывает законную гордость и радость. Но наряду с этим сепарация заставляет его тревожиться и даже может пугать. Подросток похож на человека, отправляющегося в далекое путешествие: он стремится вперед и радуется приключениям, но в то же время оглядывается назад и тоскует по тем, кого оставил. Процесс сепарации занимает долгое время. Позже подросток научится регулировать свою тягу к отдельному существованию: поймет, что иногда можно побыть одному, а иногда — с близкими людьми; бывает, что ни с кем не хочется говорить, а потом, наоборот, с удовольствием болтаешь с другими часы напролет обо всем на свете. Однако такое понимание не приходит сразу, это может занять месяцы или даже годы. Поэтому родителям нужно быть терпеливыми.

2. С началом пубертатного возраста ребенок начинает больше интересоваться своим внутренним миром, а также переживаниями окружающих. Часто подросток выглядит равнодушным или отстраненным, но в действительности он переполнен мыслями и переживаниями. Просто он еще не научился разговаривать о своих чувствах (а зачастую и сам пока толком в них не разобрался). Ему трудно довериться даже друзьям и родителям. Для подростков характерно приписывать окружающим свои собственные чувства. Например, ему проще сказать: «Это они мною не интересуются», нежели понять, что ему стали неинтересны прежние друзья или просто не хочется ни с кем разговаривать. В результате подросток оказывается замкнут в круге своих неразделенных переживаний.

Если ребенок замкнулся в себе

  • Называйте вслух его состояние, ведь ребенок часто и сам плохо понимает, что с ним происходит. Беспричинная грусть и тоска могут пугать его. Простые слова — «тебе грустно, одиноко, тебе не с кем поговорить» — помогут подростку лучше понять свои переживания.
  • Объясните, что это состояние в его возрасте нормально, что в нем нет ничего необычного.  Скажите, что всем людям, когда они взрослеют, бывает время от времени одиноко и печально без всякой на то причины.
  • Подчеркните, что его состояние временно. Когда человек погружен в тоску, ему может казаться, что это будет длиться вечно. Важно, чтобы подросток понимал: приступы плохого настроения сродни приступам болезни — это мучительно, но обязательно пройдет.


Научите ребенка справляться с одиночеством

  • Объясните, что есть разные способы борьбы с этим состоянием. Можно читать, рисовать или сочинять — любая творческая активность помогает переживать тоску.  Огромное количество произведений искусства создавались именно под влиянием сложных душевных переживаний!
  • Не обижайтесь, если подросток попросит вас на какое-то время оставить его в покое.

  • Не будьте слишком навязчивы, но предлагайте ребенку то, что может заинтересовать его, причем это должны быть конкретные занятия. Почитать интересную книгу, посмотреть новый фильм. Возможно, ваш ребенок давно мечтал заняться спортом? Или вы нашли в Интернете интересные сайты из серии DIY («с делай своими руками»)? Подойдет все, что поможет заполнить жизнь подростка в это непростое время.
  • Любые попытки расшевелить ребенка должны быть деликатными. Помните: чрезмерное желание сделать подростка более активным может привести к тому, что он лишь еще больше замкнется в себе.
  • В подростковой среде реже наблюдается социальное одиночество (отсутствие близких контактов), но достаточно часто — эмоциональное (отсутствие друга, с которым можно разделить свои переживания).

Отправить комментарий

0 Комментарии